Вот адрес ссылки где хоть что-то объясняется:
http://www.mhg.ru/files/knigi/xr7.doc и текст: Девяносто седьмой выпуск
публикуется в сокращении
Граждан России лишили права на свободный и бесплатный доступ к воде
Анализ нового Кодекса, вступающего в силу с 1 января 2007 г., показывает, что он направлен на ликвидацию государственной собственности на водные объекты для передачи их в частную собственность, превращение в товар, включение водных объектов в гражданский оборот. Кодекс направлен на принципиальное изменение концепции правоотношений в области водопользования.
По Водному кодексу, действующему до 1 января 2007 г., полномочия федеральных органов власти комплексно охватывают весь круг вопросов использования и охраны водных объектов и дают власти реальные механизмы применения закона.
Новый Кодекс исключил все полномочия, позволяющие федеральным органам власти реально владеть, пользоваться, распоряжаться водными объектами России и осуществлять их охрану. Изъяты полномочия, составляющие фундамент государственного управления водными ресурсами: определение государственной политики в области использования и охраны водных объектов; разработка федеральных законов, разработка, принятие нормативных актов, контроль за соблюдением законодательства; проведение единой инвестиционной политики в области использования и охраны водных объектов; разработка и реализация государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, а также программ по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод; проведение единой научно-технической политики, организация и финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований в области использования и охраны водных объектов; перераспределение водных ресурсов водных объектов.
Изъяв у федеральной власти все реальные механизмы управления и сохранения водных объектов, ст. 24 Кодекса вместо конкретных полномочий наделяет федеральную власть набором функций, которые входят в компетенцию федеральных органов, выполняются ведомствами в рабочем порядке и большинство из которых не требует законодательного закрепления.
Полномочия субъектов РФ, указанные в Кодексе, также демонстрируют фактическое уничтожение механизмов государственного управления водными объектами. Вместо 25 полномочий, закрепляющих реальные возможности региональной власти и представляющих собой единую систему, указаны 13 не связанных между собой функций, по значимости несопоставимых с изъятыми.
Водный кодекс, действующий до 1 января 2007 г., регулирует правоотношения, касающиеся всего спектра смежных отношений, связанных с водопользованием, охраной вод, недр, животного и растительного мира, атмосферного воздуха. Имущественные отношения являются предметом регулирования только в связи с использованием водных объектов и регулируются гражданским законодательством.
Новый Водный кодекс главной целью регулирования делает именно имущественные правоотношения.
Новый Водный кодекс принципиально меняет правовой статус водных объектов, ликвидирует гарантии права граждан на доступ к воде.
Как повлияет новый Водный кодекс на право каждого человека свободно пользоваться водными объектами?
Арендаторы водных объектов имеют право ограничивать права граждан на доступ к воде.
Право граждан на доступ к воде закреплено в статье 6 «Водные объекты общего пользования» нового Кодекса.
Объектами общего пользования, т.е. общедоступными, признаются поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Неопределенная оговорка многократно используется в тексте, чтобы перечеркивать любые, формально продекларированные гарантии прав граждан.
Каким образом будет использована оговорка «если иное не предусмотрено настоящим Кодексом» для ограничения прав граждан?
Пункт 2 ст. 6 гарантирует право граждан на доступ к общедоступным водоемам: «каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами».
А «иное» предусмотрено как Водным кодексом, так и Гражданским, Земельным кодексами и другими законами.
В ст. 6 нового Водного кодекса неслучайно отсутствует запрет на передачу в аренду и собственность объектов общего водопользования или их частей.
Это дает возможность в соответствии со ст. 11 и 12 части общедоступных водоемов сдавать в аренду (по договору водопользования) физическим и юридическим лицам.
Принцип бесплатности водопользования применим только к водоемам общего пользования. Если же часть такого водоема передана в пользование физическому или юридическому лицу на условиях договора аренды, то действие п. 2 ст. 6, гарантирующего гражданам свободное и бесплатное водопользование для личных и бытовых нужд, прекращается. В силу вступает та самая оговорка «если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами», в данном случае Водным и Гражданским кодексами, которые регулируют все правоотношения, связанные с водными объектами как обычным имуществом. Арендатор распоряжается имуществом по своему усмотрению, руководствуясь только положениями Гражданского кодекса, и не имеет никаких обязательств по обеспечению прав населения, проживающего в непосредственной близости от арендованных водоемов.
Таким образом, все водные объекты приравниваются по своему правовому статусу к любому другому имуществу, сдаваемому в аренду.
Формально общедоступные водные объекты (реки, озера, водохранилища, моря, заливы, бухты, лиманы и др.) на практике будут недоступными для обычных граждан, поскольку их «отдельные части» и, можно не сомневаться, наиболее доступные, удобные, богатые рыбными ресурсами и предполагается выделять конкретным физическим и юридическим лицам по договору аренды.
Новый Водный кодекс создает механизмы для передачи в частную собственность любых водоемов
Водные объекты: реки, озера, моря России – источники почти неисчерпаемых и возобновляемых биоресурсов. Это также возобновляемые запасы питьевой воды и пищевых ресурсов не только нынешних, но и будущих поколений российских граждан. Сейчас Россия – страна, имеющая огромные запасы пресной воды, богатейшие запасы ценных пород рыб (лососевые, осетровые и другие виды рыб, а также и ценнейшие морепродукты). Рост населения планеты, нехватка питьевой воды и пищевых запасов выводит вопрос рационального использования и управления водными объектами на одно из первых мест.
Воды вследствие их значения для жизни людей и государства должны находиться в государственной собственности и являться публичным достоянием народа России.
В новом Кодексе формально допускается право частной собственности только на замкнутые водные объекты (пруды и обводненные карьеры). Это сделано с целью усыпления внимания общественности и сокрытия механизмов введения частной собственности на любые водные объекты.
Ст. 12 Водного кодекса прямо указывает, что к договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.
На Пленарном заседании Государственной Думы не принята поправка к ст. 12 проекта Водного кодекса о запрете выкупа арендованных водных объектов.
12 апреля 2006 г. новый Водный кодекс и ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ» приняты Государственной Думой.
Выделения в тексте принадлежат авторам
Автор выпуска: Ольга Яковлева
Проект осуществляется: Центром развития демократии и прав человека, Институтом прав человека
Адреса в Интернете: электронная версия информационного бюллетеня размещается на нескольких сайтах, в том числе: на сайте Центра развития демократии и прав человека по адресу
www.demokratia.ru/; на сайте Института прав человека по адресу
www.hrights.ru/laws.htm; на сайте Международного историко-просветительского правозащитного и благотворительного общества «Мемориал»
http://www.memo.ru/hr/gosduma