................ Поход на Кожреку (5-9 августа 2010 года)
То ли «Кожа» финское имя, то ли то поверхность мира древне славянского племени, что охраняет и защищает, что дает возможность набраться сил для вырастания племени.
С такими мыслями ехал впервые на Кожреку. Во многом знаковое место Европейского Севера, жемчужина Заонежья. Легенды, сплавы, история, красота все переплелось в тех местах. Много жизней закончилось на берегах таежной жемчужины, много сил набрались там путешествующие и живущие. Что ждет меня с чем встретит Кожа?
Как и обычно, поход возник внезапно. Во вторник Олег прям вихрем врывается на форумскую встречу в Кофейню, зовет меня за столик и тихим голос озвучивает намечающийся проект. Чем тише голос, тем больше мурашей бежит у меня по коже. Попасть в те места давняя мечта походника, сплавиться по реке, посмотреть её причуды и виражи и тут!
- Поедем туда на квадрах, - звучит, как гром среди ясного неба.
Неужели это возможно. Как всегда полная авантюра, что мне сразу нравится. Во-первых, до нас туда никто не хаживал. Во-вторых, были слухи о прорывах ГТТ и ГТСках со стороны Плесецкого космодрома и Онеги, да и они в основном не подтверждены. В третьих, это же клёво, испытать то, что до тебя никто не делал!
Через неделю поход вырисовывается во всех красках. Надежность и уверенность придает Сергей - наш проводник, представитель Севрыбвода, чей промысловый участок находится на заповедных берегах. Благодаря новым Правилам организовано любительское и спортивное рыболовство на реке. И теперь я смогу спокойно и по праву продолжить лов заветной рыбы Семги, что было всегда традиционно на Севере.
По его рассказу нам предстояло преодолеть две реки и пройти около 60 километров заброшенной и зарастающей дороги, сообщение по которой раньше было лишь в зимние месяцы.
...
............. Рывок на Порог
............. 5 августа 20.00
Закончены сборы. Заняты места в машинах, Квадры прочно закреплены на грузовых платформах и в кунгах. Стоят, отдыхают, как резвые кони перед длительным переходом. Моторы заурчали, мы отчалили от Архангельска, направление на Северодвинск.
Город на море встречает впечатляющей жарой. Сидим, плавимся на сидениях. Люди на улицах тоже плавятся. От единства становится легче. Сечем город по двум прямым, на выезде остановка перед магазином. Набираемся ледяного йогурта, пирожков, копченой куры. Аппетит отменный, по боку жара. Уплетаем, аж за ушами трещит.
Следующий перегон по Онежскому тракту. До развилки на Уну. Пылища столбом. Впереди идущей машины не видно. Она то удаляется, то приближается к нам. В низинах и распадках пылевые столбы на полсотни метров вверх, заполняя всё плотным туманом. Ныряешь и не знаешь, есть ли там дорога. Снижаем скорость.
Давно не грейдерованный тракт потряхивает и перебирает косточки машины. Подвеска неимоверно дрыгается, постукивает и пошуршивает. Мы ей в такт. Повторяем с трепетом выкрутасы машины в воздухе. Приятная тренировка перед катанием на квадрах.
Останавливаемся у границы «Онежского района», отворотки на Уну.
- 140 километров, - объявляет Альберт.

Мне помнится, что раньше меньше было. Видать запамятовал немного. Подкрепляем силы остатками ужина. Ждем наших ребят, Сашу и Олега, они отстали на Газели с прицепом. Связь отсутствует.
Садимся в жаркие кресла, продолжаем путь, до зоны действия сети, там попытаемся выяснить, как дела.
От своротки на Уну до развилки на Маложму-Кянду-Верхнеозерск километров тридцать. Вначале идут скрытые в насыпи плиты, потом вылетаем на новый мост через речку Нижму (сейчас поставлено новое название реки, почему оно изменено, так и не понял). Сбоку площадка с большой командой дорожной техники. Радует, что строительство дороги продолжаться будет.
Потом дорожка совсем сужается и начинает петлять с горки на горку в зарослях молодняков ивы и березки. Летишь с горки по виражу и думаешь, чтоб только никто на встречу тебе не рулил. Узко и стрёмно получается.
- Фу, развилка!
Открывается всей мощью тракт на Кянду. Идем по нему. Вперед проскочившая Шевроле, нещадно пыля, начинает снижать скорость перед непроглядным облаком поднятым неизвестной машины пыли. Мы тоже притормаживаем. Пытаемся ждать рассеивания. Безнадежно. Ныряем в цепкую пелену. Рефлекторно сжимается горло. Практически перестаю дышать. Глаза чувствуют, как мелкие частички липнут к роговице. Прикрываю, щурюсь. Да попали.
Километров десять плывем в долине тишины и серости. Деревья серые, небо серое, мы серые, воздух снаружи и внутри серый. С трудом сплевываю серый комок.
Облако понемногу рассеивается, на излучине показывается табличка со стрелкой «Нижмозеро». Улыбаюсь. Именно с этой таблички начинался наш прошлогодний поход вокруг Онежского полуострова, именно здесь и закончился.

Знак хороший, знать и сейчас нам достичь задуманной цели.
Выезжаем в деревню Кянду. Останавливаемся у магазина. Закрыто. Поздно мы тут. Ребят на Газели нет. Связи тоже.
Едем.
Промелькивает деревня Тамица с одноимённой речкой, заканчиваются последние километры извилистой грунтовки и… выскакиваем на асфальт. Как классно теперь он будет до Онеги и может дальше.
Машина скользит спокойно, пыль отстала. Мимо пролетают сосновые боры, бегут дачные участки.
Домиков столько и стоят они в таком первозданном хаосе, что это больше похоже на колонию ракушек, прилепившихся к стволу утонувшего дерева. Слева нитка дороги, справа нитка моря. Они же гнездятся здесь, на узенькой полосочке, и по всему прекрасно поживают, отгородившись от мира частоколом заборов.
Выезды на берег отсутствуют практически по всему побережью. Понятно мнение дачников: «Мы уже тут. Вам же здесь нечего делать. Потому как вы…» и дальше множество причин, почему приезжих или проезжающих нельзя пускать на солнечные пляжи Онежского берега. Всё дико, будто в древние старые времена феодальной междоусобицы попадаешь. Границы, шлагбаумы и утверждения исключительного права на вся и всё. Улыбает подход. На дворе 21-й век. Мы то в каком же сейчас:)
Километров за двадцать до Онеги шоссе покидает море, оставив на горизонте, уплывающий в Белое море вечный остров Кий.
