Стырил с ВРК. Как правильно убить "мясорубку" :
Да простит меня автор статьи:Прием первый. Используем зацеп.
Мы уже однажды говорили о том, что ни один уважающий себя профессиональный рыболов не оставит на ветвях выросшего в неудачном месте дерева или не в меру разросшемся камыше любимую (единственную), уловистую приманку /блесну, воблер, джиг головку/ вписать нужное. Плетенка на катушке, конечно же, должна соответствовать уровню Вашего мастерства, и размеру предполагаемого трофея, то есть обладать разрывной нагрузкой никак не менее 12-15кг., а лучше еще прочнее. Думаю, 0,30мм., для плетеного шнура, будет в самый раз. Теперь, освобождая кормилицу от зацепа, постарайтесь развернуть удилище так, что бы шнур шел напрямую от приманки к ролику лесоукладывателя катушки, как бы прицелившись кончиком спиннинга в приманку, без паразитических перегибов в кольцах удилища и прочих точках, которые способны снизить нагрузку на механизм катушки. Тяните что есть мочи и дергайте, вкладываясь в полную силу, ведь от этого зависит, будете Вы сегодня с уловом, или нет. Спиннинг, правда, таким образом сломать сложно, а вот механизм катушки будет нагружен наилучшим образом.
Никогда не слушайте советов чайников-перестраховщиков предлагающих использовать для освобождения приманок отцепы. А в случае, когда все таки возникает необходимости, о горе, оборвать наглухо зацепившуюся оснастку, не вздумайте наматывать шнур на всякие палочки-веточки и тянуть уже за них, так вы катушку ни за что сломать не сумеете. И значит, будете обречены, долгие годы ловить одной и той же «мясорубкой», не имея веских причин своевременно сменить ее на более крутую и дорогостоящую модель.
Прием второй. Вываживание рыбы.
Любой профессионал скажет Вам, что вываживать рыбу, а тем более делать это форсированно лучше именно катушкой, а не выкачивать удилищем. Так Вы во-первых не дадите рыбе шанса нырнуть в спасительные заросли камыша, травы или под любимую корягу, где она обязательно запутает шнур и тогда прощай любимая (единственная) блесна (воблер). Во-вторых, только на форсированном вываживании катушкой, с ощутимым усилием накручивая ее ручку вы в полной мере сумеете почувствовать норов трофея, его силу и вес, а так же услышите скрип механизма и хруст зубцов шестеренок рабочей пары. В-третьих, нагрузки на механизм катушки, возникающие в такие моменты способны помочь нам в главной задаче, то есть существенно сократить срок ее службы в целом.
Просто крутите ручку своей безынерционки, и все у Вас получится. Если рыбина попалась настолько крупная или буйная, что вращать ручку удается с трудом, вспомните школьный кус физики и примените рычаг. Для этого дела отлично подойдет срезанная неподалеку ветка или обломок свежесломанного спиннинга, вставленный между кулочками двуручной катушки, как показано на ФОТО N.
Прием третий. Песок, ветер и вода наши лучшие друзья.
Если чувствуете, что усилия предыдущего упражнения не пропали даром и механизм катушки разоргелся настолько, что даже корпус стал ощутимо горячим, нужно катушку охладить. Для этого, как следует смочите ее, погрузив ее на пару минут в воду целиком. После этого отправьте охлажденный аппарат просыхать на прибрежную полосу горячего, кристального чистого, мелкого речного песка. Ветерок любой силы, обдувающий катушку и посыпающий ее дополнительными порциями песочка в процессе сушки, приветствуется. Эта процедура особенно хороша для новых катушек, поскольку попавший в механизм песок, позволяет деталям лучше притереться друг к другу, создавая идеальные рабочие пары.
Прием четвертый. Захлопываем скобу, экономим время.
Никогда не закрывайте скобу лесоукладывателя рукой! Экономьте время. Помните Вы пришли рыбу ловить, а не нанайские танцы с бубном над катушкой выплясывать. Открыли скобу, выполнили заброс, а после, с некоторым усилием крутаните ручку, и скоба сама собой захлопнется. И если через некоторое время она начнет барахлить, закрываться не до конца или болтаться, значит, катушка попалась с заводским браком и ее нужно вернуть в магазин, где Вам ее подсунули. Да еще желательно громогласно объяснить продавцам, что продавать Вам некачественный товар вредно для их здоровья. Вы ведь не какой-то там «чайник», нечего подсовывать Вам всякое барахло, которое ломается после пары-тройки «взрослых» рыбалок.
Прием пятый. Грамотная транспортировка.
Перевозя катушки и запасные шпули не заморачивайтесь со всякими там специальными футлярами и чехлами. Вы ведь выбрали образец подороже, именно потому, что он сделан не только из сверхлегких, но еще и сверхпрочных материалов и сплавов. Поэтому, смело насыпайте крупные катушки в рюкзак вперемешку с запасными шпулями и более мелкими катушками, после чего мощно встряхните рюкзак несколько раз, так все это добро уляжется наилучшим образом и будет занимать меньше места. Бортикам шпуль такая транспортировка сильно не повредит, они же металлические.
Еще хорошо возить катушку в багажнике автомобиля рядом с инструментом, огнетушителем, насосом и саперной лопаткой прямо как есть, не снимая со спиннинга. К слову, хорошо и приманки закаленными крючками цеплять за дужку или ролик лесоукладывателя — авось, не
поцарапаются эти цацки. Если в процессе такой транспортировки шпуля катушки будет периодически ударяться о какой-нибудь металлический предмет, например ту же саперную лопатку или топорик, это не страшно. Лопатку и топорик, в конце концов, можно потом заточить. А если бортик шпули немного погнется, это только к лучшему. В процессе ловли с применением катушки с побитой и погнутой шпулей, шнур укладывается рывками, а это в свою очередь придает приманке, даже на равномерной проводке, необыкновенно привлекательный рваный ритм. Рыба от такой проводки просто сходит с ума и вешается на приманку гроздьями. А то, что битая шпуля быстро истирает и приводит в негодность плетенку, нам не важно. Все равно шнур на рыбалке, это расходный материал. Мы профессионалы можем себе позволить менять его каждые 3-5 выездов.
Не бойтесь попадания внутрь не защищенной чехлом катушки мусора. Его потом можно оттуда легко удалить, просто подув на катушку. А если что-то и налипнет внутри на смазку механизма, то на первых же нескольких проводках весь этот мусор будет перемолот шестернями и подшипниками катушки, как мельничными жерновами, в пыль.
Прием шестой. Тяжелый джиг.
Выбирая катушку для тяжелого джига не вздумайте следовать рекомендациям горе экспертов и приобретать безынерционки размерности 3500, 4000 или более. Они тяжелее привычных 2000 и 2500. Зачем Вам руки надрывать? К тому же вывести из строя более крупную, и как результат более мощную катушку, будет значительно сложнее. А так…
Ставим безынерционку размерности 2000 или 2500, а еще лучше 1500, на спиннинг с тестом грамм этак до 56. И смело отправляемся промышлять береговым джигом. 5-10 рыбалок будет вполне достаточно для появления ощутимых люфтов и хорошо различимых скрипов механизма. А уж угробить за сезон катушку таким способом можно играючи.
Прием седьмой (эксклюзивный). Джеркинг.
Кто не слышал, сообщаю, есть такой новомодный способ ловли – джеркинг. Суть его состоит в ловле крупной рыбы на объемные и тяжелые приманки, специальными снастями. Подробнее об освоении джерковой ловли можно почитать в моих статьях. Забугорные буржуи и их подражатели используют для такой ловли специальные, мультипликаторные катушки. Но мы профессионалы, и поэтому обмануть нас всякими там маркетинговыми уловками непросто. Зачем покупать недешевый мультипликатор если можно прекрасно ловить и привычной безынерционкой.
Ставим на привычную безынерционную катушку наш любимый нетонкий шнур, вешаем джербейт, весом грамм этак в 120-150, и идем вылавливать в ближайшем пригородном канале или деревенском пруду всю трофейную рыбу, весом от 5кг и выше. А чайники пусть тем временем бережно прочесывают те же водоемы мелкими воблерами и легким джигом. Разве на такоие мелкие приманки может клюнуть зубастая красавица весом под десятку? Конечно, нет. А мы всех перехитрим и всегда теперь будем с чудо уловом. А то, что безынерционная катушка рассыпается на джерковой проводке через пару-тройку интенсивных рыбалок не беда. Мы ведь именно к этому и стремимся.
Прием восьмой, но далеко не последний. Техническое обслуживание.
По-хорошему этот прием нужно было описать в самом начале, но он настолько эффективен, что все остальные методы могут просто не понадобиться, поэтому я рассказываю о нем в конце статьи.
Регулярно разбирайте и собирайте катушку, особенно новуюу. Ведь она, по сути, это Ваше табельное оружие, и Вы должны уметь разобрать и собрать его в соответствии с армейскими нормативами. Правило «не лезь в то, что работает», в данном случае как раз не действует. Мало ли чего там производитель накуролесил. Может чего-то недопоставил или недокрутил, тогда обязательно нужно подправить. Похожую на мыло заводскую смазку безжалостно требуется удплить, после чего добавить в механизм пару (не более) капель жидкого машинного масла, а еще лучше просто взбрызнуть его WD-40 или жидким силиконом. Если под рукой нет подходящей смазки, можно воспользоваться подсолнечным маслом или, если еще не успели его съесть, салом.
Частенько после первой разборки-сборки оказывается, что расточительные сборщики напихали внутрь Вашей катушки N-ное количество лишних деталей, без которых она почти так же замечательно работает, да еще и весит намного меньше. Уберите из нее все не нужное. Первую разборку лучше всего сделать сразу после прихода из магазина. Воспользуйтесь, так называемой, «взрыв-схемой», не даром же она приведена в инструкции к механизму. В идеале разбирать нужно до тех пор, пока у Вас получится набор запчастей, состоящий только из неразъемных деталей, т.е. тех, которые изготовлены из цельного куска металла или пластика, посредством литья или механической обработки, и разборка которых просто физически невозможна, а жать.
Никогда не доверяйте проводить профилактику катушки профессионалам, мастерам или просто умельцам. Иначе, откуда у Вас возьмется драгоценный опыт. И раз уж решили начинать практиковаться в сборке-разборке катушек, то начать эксперименты лучше с дорогих моделей, там и схемка есть, и логика сборки механизма более понятная и внутренности красивше, приятно в руки взять и отверткой ковырнуть. К тому же, наверняка производитель запрятал внутрь пару-тройку секретов, которые Вы, разобрав механизм, непременно увидите, поймете и примените на всех остальных своих «мясорубках».
Желаю творческих успехов и крупных побед, искренне Ваш Соколов Денис (Falkon1).