вот тут про выбор мотора для прогресса нормально написано, да и вообще много чего
http://www.samarafishing.ru/board/index.php?topic=229.9040 лошадей, имхо, за глаза хватит - и даже 30. 50 - уже рискованно (не считая того, что дороже и тяжелее) - лодка не сильно килеватая, на волне могут быть неприятности при полном газу.
Задача ведь в чем? вытащить на глиссирование. Считаем лошадок. Из теории - одна лошадь на каждые 25 килограмм снаряженной и загруженной лодки. лодка весит 180 кг, бенз - 20 (минимум), шмудяк лодочный еще 40, мотор... 80 допустим, капитан (ты) - 80 (допустим). Итого для пустой лодки имеем 400кг. и тогда, на спокойной воде для выхода на глисс нам требуется 400/25=16 лошадей. Собственно, практика использования "вихрей" об этом и говорит - Вихрь-20 легко выносил на глисс лодку с двумя седоками, поехавшими на поплавочную рыбалку одним днем.
Добавим одного пассажира (еще 80), шмудяк для отдыха и рыбалки - 100 кг, запасной бак - 20 кг. Получаем 600 кг. 600/25= 24 лошадки. То есть 30 л/с будет достаточно, с запасом. А установка скоростного винта на эти 30 л/с реально прибавит скорость движения.
Добавим трех пассажиров (200 кг), шмудяк для отдыха - еще 200 (больше просто не влезет), запасной бак (20 кг). получаем 820 кг - то есть предельную практически загрузку. 820/25=33 лошадиных силы. Опять же практика показывает, что полностью нагруженный прогресс с вихрем-25 без "грузового" винта на глисс не выходит. А с грузовым - выходит, но легко срывается на волне. 30 лошадок с грузовым винтом вытянет это на глисс вполне уверенно. Однако при сильной волне глисс может срываться. Да и расход бенза на грузовом винте будет повыше, понятно.
Так что, все зависит от того - будешь ли грузить лодку до такой степени, или нет.
- Если нет, и больше двух человек для лодки - редкое явление - твой двигатель 30-ка. С комплектом из штатного, легкого и тяжелого винтов. Для вихря это были 300мм, 330 и 270 соответственно (имеется в виду шаг винта).
- Если в основном предполагаются дальние поездки с полной загрузкой - стоит взять 40.
- 50 - как уже говорил - не стоит, для столь плоскодонной, короткой и легкой лодки. Можно и кувырнуться... Как на волне, так и в случае (ТТТ три раза через левое плечо) обрыва дистанционки.
2-х или 4-х тактный - тут все зависит от здоровья и финансов. 4-тактный тише, экономичнее, долговечнее ровно на столько же, насколько и дороже и тяжелее.
PS. Есть еще 2-тактные с автомиксом. То есть масло доливается не в бак, а в мотор. По маслу экономичнее, заметно. По цене - близко к обычным двух-тактным.
PPS. Чем мощнее движок, тем труднее запустить его вручную - если вдруг сел аккумулятор.